До появления разветвленной туристической инфраструктуры и широкого распространения сети Интернет, авиапутешествие начиналось с аэропорта. Пассажиры покупали там билеты, там же проходили регистрацию, садились в самолет и оттуда летели. Сегодня в аэропорту можно не проходить регистрацию, и тем более нет никакой необходимости покупать там билет. Все это можно (и нужно!) сделать онлайн.
В системе международных авиационных перевозок все аэропорты кодируют трехзначным кодом. Кодированием названий аэропортов занимается авторитетная организация - Международная Ассоциация авиатранспорта (IATA). Например, аэропорт им. Шопена в Варшаве - WAW, международный аэропорт Сан-Франциско - SFO. Эти коды являются уникальными и нет ни одного другого такого же аэропорта на планете с таким же кодом. Для чего вам желательно знать коды аэропортов? Дело в том, что системы бронирования работают исключительно с этими кодами. Онлайн бронирование на сайте авиакомпании, конечно же, будет содержать подсказку какому городу соответствует какой код (дело в том, что код аэропорта не всегда очевидно указывает на город, в котором он находится. Например, кто бы догадался, что ORD - это Чикаго?). Таким образом, знание кода аэропорта упрощает и ускоряет процесс бронирования. Специально учить коды аэропортов совсем не нужно, ведь их всегда можно найти в Интернете. Например, на сайте iata.org.
Для быстрого ориентирования в любом аэропорту, важно знать на какие зоны он делиться. Условно каждый аэропорт делится на несколько зон:
Зона с общим доступом. Это фактически помещение, в котором может находиться любой. В этой зоне, как правило, размещены стойки регистрации и оформления багажа, билетные кассы, некоторые магазины и заведения питания, пункты обмена валюты, стойки с услугами проката авто, и тому подобное. То, что в эту зону может зайти любой, не означает, что она не охраняется. Здесь к вам абсолютно законно может подойти патруль и проверить документы. Также не следует оставлять без присмотра багаж и другие принадлежности, даже если вы вышли на 3 минуты в туалет. Из соображений безопасности, во всех аэропортах мира есть правило немедленно обследовать и изымать багаж, оставленный без присмотра. Зона, в которой находятся багажные карусели, тоже считается общей.
Зона контроля по авиационной безопасности. Это та часть помещения, в которой проводится контроль пассажиров на безопасность. Эта зона является строгим режимным местом, поэтому фотографирование и видеосъемка здесь запрещены.
Зона посадки или "чистая зона". Сюда попадают пассажиры после прохождения контроля. В этой зоне размещены учреждения питания, магазины, залы повышенной комфортности, информационные стойки авиакомпаний и другие услуги. В общем, все, чтобы пассажир ожидал свой рейс в максимальном комфорте. Доступ в "чистую зону" имеют только зарегистрированные пассажиры, а также работники служб аэропорта.
Транзитная (международная) зона. Это часть "чистой зоны", с которой осуществляются международные рейсы. Чтобы попасть на эту зону, пассажир, как правило, должно пройти паспортный контроль. Фактически те, кто находится в международной зоне, считаются уже теми, кто выехал из страны. Международная (транзитная) зона есть не в каждом аэропорту. Как правило, они присутствуют в европейских аэропортах и отсутствуют в США и Великобритании, где система выездного паспортного контроля интегрирована с системой посадки в самолет таким образом, что пассажир, который прошел процедуру посадки (boarding) на международный рейс считается покинувшим страну.
Зона таможенного контроля - это часть помещения аэропорта, в котором происходит таможенный контроль. Таможенный контроль организован по-разному в разных странах. Если вы летите транзитом через аэропорты в ЕС, то никакого таможенного контроля не проводится, поскольку вы не покидаете ЕС. Аналогично и в большинстве стран СНГ. Однако это при условии, что в аэропорту есть отдельная транзитная зона.
Регистрация на рейс
Авиационные пассажирские перевозки - это отрасль, которая строго регламентирована и регулируется большим количеством различных законов, международных договоров и стандартов. С целью обеспечения строгого контроля пребывания пассажиров на борту, введена процедура регистрации на рейс. Фактически регистрация - это окончательное подтверждение пассажиром того, что он (она) собирается воспользоваться данным маршрутом.
Многих интересует, почему и как регистрация повышает безопасность. Итак, есть несколько моментов:
- Во время регистрации на рейс пассажир проходит окончательную проверку на предмет присутствия в черных списках авиакомпаний, проверяется его причастность к террористическим организациям. Пассажир этого не замечает, но это происходит. Также список зарегистрированных пассажиров проверяют силовые ведомства страны, с которой отбывает рейс. А еще список пассажиров передают спецслужбам страны назначения. Таким образом, зарегистрировавшись на рейс в Великобританию, вас автоматически начинают проверять по их базах еще до того, как вы сядете в самолет). При регистрации авиакомпания определяет окончательную заполненность самолета. Если кто-то не явился на регистрацию или не прошел ее онлайн, то на это освободившееся место авиакомпания спокойно может посадить другого пассажира.
- В случае международного рейса, авиакомпания при регистрации проверяет наличие права на въезд в страну назначения. Иными словами, проверяют паспорт и визу, если она нужна. В случае отсутствия у вас права на въезд в страну назначения (например, нет визы), в регистрации будет отказано, а деньги за билет, скорее всего, пропадут. Авиакомпании и страны, которые нарушают или пренебрегают процедурой регистрации, подпадают под санкции и целый ряд ограничений. Регистрация является обязательной на всех типах гражданских рейсов, включая чартерные рейсы и частную авиацию. Страна, которая не следит за соблюдением этих правил, имеет шанс попасть в список, в котором ее уже ждут Республика Конго, Зимбабве, КНДР, Чад, Гана и многие другие. Как результат регистрации пассажиру выдают посадочный талон (boarding pass), а то и несколько талонов, если перелет состоит из нескольких рейсов с пересадками.
Как быстро и без проблем пройти регистрацию на рейс? Для этого надо лишь следовать нескольким простым правилам. Подготовить и иметь под рукой необходимые документы:
- Заграничный паспорт. Даже для внутренних рейсов желательно пользоваться загранпаспортом. Дело в том, что во всех системах бронирования ваша фамилия будет записано латиницей и использования загранпаспорта ускорит процесс регистрации, поскольку не надо тратить время на транслитерацию.
- Подтверждение бронирования, где указан номер билета и код бронирования. В случае чартерного рейса (например, в Турцию) желательно иметь подтверждение бронирования от туристического оператора.
- Карту часто летающего пассажира, визу или другой документ, подтверждающий право на въезд в страну назначения. Адрес отеля или места проживания в стране назначения (обязательно требуется при регистрации на рейс в США, Великобритании и некоторых других странах.
Гораздо удобнее проходить онлайн регистрацию. Ее осуществляет пассажир самостоятельно на сайте авиакомпании. У каждой авиакомпании свой подход к онлайн регистрации, но, как правило, сначала вам нужно будет ввести фамилию и подтверждение бронирования (booking reference), затем выбрать места в самолете, ввести данные паспорта и визовую информацию, а также указать информацию о багаже.
Большинство Low-cost перевозчиков проводят регистрацию только онлайн, а за регистрацию в аэропорту берут деньги, что в конечном итоге правильно. На самом деле, распечатывать дома посадочные талоны не обязательно, их можно забрать на стойке регистрации в аэропорту. Если вы путешествуете без багажа, то это сэкономит вам время, так как вы можете идти сразу на контроль. В конце концов, посадочные талоны можно не распечатывать вообще, так как большинство авиакомпаний имеют софт для смартфонов, где QR-код посадки талона сканируется прямо с экрана телефона.
Как правило, регистрация онлайн начинается за 23 часа до вылета первого рейса в перелете. Чем быстрее начать регистрацию, тем больше шансов выбрать себе удобное место, если вы не сделали этого заранее. Если перелет с пересадками и обслуживается различными авиакомпаниями, то регистрация проходит на сайте или на стойке той авиакомпании, которая выполняет первый рейс.
Посадочный талон
Единственным основанием для прохождения пассажира на посадку является посадочный талон или boarding pass. На каждый рейс выдается отдельный посадочный талон при прохождении процедуры регистрации. Ничего особенного в нем нет и разобраться в нем не составит труда.
Первый вопрос, который возникает у многих - почему посадочный талон продолговатой формы? Все, как всегда, обусловлено историей. Еще в 70-80-х годах авиакомпании серьезно задумались о снижении операционных расходов, в частности в США, особенно после того, как Конгресс принял Закон о де-регуляции рынка перевозок. Тогда появилась идея заменить женщин в униформе, стоящих у выходов на посадку и ручную проверку каждого посадочного талона на автоматизированную систему. Кроме того, количество перевозок стремительно росло и надо было обязательно ускорить все операции.
Как вариант сначала предлагалось использовать специальный закодированный текст, подобный тому, который изображен внизу первой страницы заграничного паспорта. Но такая система себя не оправдала в процессе тестирования, поскольку технологии распознавания текста в 80-х были далеко не такие продвинутые и от них было больше проблем, чем пользы. В то же время популярность приобретали разного рода магнитные чипы и ленты. Поэтому было решено использовать бланки посадочных талонов, на обратной стороне которых нанесена магнитная лента. В процессе печати специальное устройство, параллельно с печатью, вносит информацию на магнитную ленту. При прохождении процедуры посадки пассажир протягивает посадочный талон через специальную щель, подобно кредитной карте, система считывает данные и проводит необходимую проверку информации и дает добро на посадку. Или не дает.
Но авиалинии не учли в своих планах сэкономить, что бланки посадочных талонов с магнитным носителем получались достаточно дорогими. Выход, конечно же, был найден. На помощь пришли сканеры штрих-кодов. Достаточно было напечатать штрих-код на посадочном талоне и готово. Правда оказалось, что информационная емкость обычного штрих-кода небольшая, и соответственно начали применять видоизмененный QR-код. Да-да, авиалинии применяли QR-кода когда это не было "мейнстримом". А на память об эволюции посадочного талона осталась его продолговатая форма, которая напоминает увеличенную и вытянутую «кредитку», а в некоторых американских аэропортах иногда все еще можно получить талон с магнитной лентой на обратной стороне.
Следующий вопрос, который часто задают пассажиры - что означает запись API OK в правом верхнем углу?
Программисты привыкли к определению API как «application programming interface», но это не тот случай. В данном случае это означает «Advance Passenger Information», предварительная информация о пассажире. Сюда входят паспортные данные, информация о визе, адрес проживания в стране назначения и тому подобное. Эти данные имеют важное значение в первую очередь для международных перевозок.
Возможны следующие значения:
- Пустое поле означает, что данные не введены в систему. Это выльется для в то, что перед посадкой в самолет могут дополнительно проверить документы или другие данные. При посадке на рейс в США могут заставить пройти дополнительный контроль.
- API - ваши данные в системе, но не были проверены и одобрены агентом. Если, например, вы летите в США через Мюнхен, то при прохождении к выходам на посадку вам нужно будет еще раз показать паспорт с американской визой представителю авиакомпании.
- API OK - данные в системе, проверенные и вам "зеленый свет" на посадку. В частности, это означает, что у вас все в порядке с визами.
Чтобы сразу получить API OK и сэкономить время следует сделать следующее:
Открыть свою резервацию онлайн и ввести необходимые паспортные данные. Если планируется полет в США или Великобританию, то надо будет ввести также адрес проживания в стране назначения, а также информацию о визах. Уже в аэропорту, на стойке, распечатать посадочные талоны, дав перед этим паспорт работнику авиакомпании, чтобы он провел окончательную проверку наличия паспорта и визы.
Если вы не ввели эти данные в систему раньше, то работнику на стойке придется это делать самостоятельно, а это соответственно занимает время. А так дело сводится к простой проверки.
В самом низу талона указано, сколько единиц багажа зарегистрировано пассажиром. Также указано время, когда начинается посадка. В это время уже нужно быть у выхода на посадку, а не все еще ходить по duty-free! Как указано в самом талоне, в случае вашего отсутствия в указанное время, ваше место могут отдать другому потенциальному пассажиру, находящемуся в списке ожидания.
Комментарии (0)