Близятся экзамены. От этой мысли вам становится не по себе? С каждым днем тревога все сильней и вы мысленно лелеете сцену провала? Спокойствие, только спокойствие! Отложите в сторону успокоительные препараты и перестаньте судорожно мастерить шпаргалки. Давайте просто подготовимся и достойно проживем очередную проверку!
Как же оптимизировать процесс подготовки к экзамену? Прежде всего, стоит трезво оценить, насколько хватает оставшегося времени для изучения материала. Если вы только что очнулись и дали себе отчет в полной неготовности к сему мероприятию, попробуйте договориться с экзаменатором о перенесении срока сдачи. Если же вы в процессе обучения находились в твердом сознании, то наверняка будущий экзамен для вас не новость. Соответственно, вы располагаете необходимым количеством времени для подготовки, а это уже половина успеха!
Если вы по какой-то причине пропускали занятия, не записывали лекции, придется знакомиться с пропущенными темами самостоятельно. Старайтесь вовремя восполнять пробелы, переписывать лекции, перелистывать учебники.
Если экзамен включает в себя не только теоретическую часть, но и практику, подготовка потребует существенно больше времени. Если вы регулярно посвящали время решению задач, труд обязательно будет вознагражден. За сутки перед экзаменом останется только просмотреть собственные решения задач, стараясь вспомнить, в чем заключались сложности и как они преодолевались. Если же вы злостный прогульщик, чужие записи с семинаров могут не помочь, а вот хороший задачник будет уместен. Но за пару дней до экзамена вряд ли получится научиться решать задачи по всему курсу, поэтому либо максимально изучите теорию, надеясь на удовлетворительную оценку, либо все же попробуйте перенести срок сдачи экзамена.
Итак, подготовку к экзамену можно разбить на три этапа.
Первый этап – организационный, приступить к нему можно еще до утверждения даты экзамена:
Обзаведитесь актуальным списком экзаменационных вопросов. Не прошлогодним, не для параллельного класса или курса. Списком, составленным именно для вашей группы испытуемых. Преподаватели часто вносят корректировки в постановку вопросов, меняют их сочетание в билетах местами, вносят коррективы в задачи, чтобы студенты путались в шпаргалках и готовых решениях, оставшихся от предыдущих потоков.
Убедитесь, что у вас есть конспект всех лекций и занятий. Если пропускали – попросите конспект у товарища с хорошим почерком и трепетным отношением к записям материала и сделайте нужные копии.
Сопоставьте экзаменационные вопросы с конспектами, дабы выяснить, какие темы раскрыты достаточно для полного ответа, какие бегло упомянуты, а какие остались к самостоятельному изучению. Сделайте соответствующие списки и пометки, пронумеруйте и наклейте цветные бумажки на соответствующие страницы в тетрадях, чтобы легко ориентироваться в записях.
Уточните список рекомендуемой литературы. Наверняка преподаватель придерживается материала определенных учебников и видения предмета конкретными авторами. Не забывайте, каждый преподаватель преподносит предмет по-своему и выдвигает свои требования на опросе. Вы должны преподнести материал на экзамене так, как видит это ваш экзаменатор, а не так, как вы прочли в самом современном учебнике или научной статье. Оставьте эти прогрессивные знания для своего развития, если вы не уверены в стопроцентном успехе на экзамене или сомневаетесь в лояльности или степени консерватизма преподавателя. Лучше более глубоко изучите и преподнесите тему по тому учебнику, на который опирается преподаватель. Возможно, он сам является автором какого-то специализированного издания, из которого позаимствовать пару тезисов или схем будет нелишним.
Наберите материал по недостающим темам и вопросам. Нет необходимости целиком читать учебники, выберите нужные страницы, сделайте копии и вложите врезки в соответствующие места тетрадей (вы же уже пронумеровали страницы в соответствии с номерами билетов).
Второй этап – непосредственное изучение и проработка всех экзаменационных тем.
Для того чтобы уложиться в отведенные сроки, следует разделить число экзаменационных вопросов на количество дней подготовки, уменьшенных минимум на 1 день. Вы обязательно должны оставить 1-2 дня для повторения самых трудных разделов учебного материала, с которыми психологически будет гораздо легче справиться, когда все остальное уже понятно. Кроме того, такая подстраховка может вас спасти, если в какой-то день подготовка пошла не по плану и вы не выполнили норму по количеству изученных вопросов.
Внимательно читайте материал и пытайтесь многократно воспроизводить его по памяти с тем, чтобы заглядывать в тетрадь все реже и реже. Если материал легче запомнить в форме схем, таблиц или рисунков, имеет смысл помочь себе таким образом. В любом случае не следует стремиться к стопроцентному зазубриванию. Главное – понимать материал и уметь объяснить его своими словами. А вот термины и определения лучше знать точно. Преподаватели любят спрашивать определения наизусть, когда сомневаются в итоговой оценке.
Не тратьте время на написание шпаргалок, не факт, что в процессе вы что-то запомните или вообще сумеете ими воспользоваться, а вот потраченного нерационально времени не вернуть. Если вам так будет спокойнее, можете делать по ходу небольшие шпаргалки с формулами, которые категорически не можете запомнить, или схему ответа на вопрос.
Если в процессе усвоения материала возникли проблемы, держать их в себе – только повышать тревогу и создавать базу для стресса. Обязательно покажитесь на глаза экзаменатору со списком появившихся вопросов. Но не вместе с толпой студентов, а попросите индивидуальную консультацию, насколько это возможно, хотя бы несколько минут. Никакого мычания и нервного заискивания. Вы серьезный человек, вы уважаете предмет и сознательно готовитесь! Задайте конкретные вопросы, уточните, правильно ли вы уяснили спорный момент, покажите, что вы заинтересованы в глубоких знаниях. Обязательно спросите, по какому учебнику стоит изучить неосвещенный в лекциях вопрос! И будьте уверены, вы врежетесь в память преподавателю и, даже если вы хорошо отвечали, он задаст вам дополнительный вопрос по той самой теме. Приготовьтесь произвести хорошее впечатление, если вам действительно нужна высокая оценка.
Третий этап – повторение.
На завершающем этапе подготовки придется собрать все силы для финального рывка. Продолжительность этой стадии не должна превышать 2 дней. В это время полезно сочетать прочитывание конспекта с ответами вслух самому себе на все те же экзаменационные вопросы. При этом важно не перегрузить свою память: мозгу требуется время для обработки информации. Поэтому рекомендуется остановить подготовку накануне экзамена, дать организму отдых (это может быть прогулка или какое-то любимое дело) и обеспечить полноценный сон перед экзаменом.
Конечно, как бы ни был подготовлен человек, экзамен всегда представляет собой стрессовую ситуацию. Не стоит зря волноваться, постарайтесь максимально собраться, сконцентрировать внимание и напрячь память. Положительно оценивается твердое знание, а уверенность в нем обеспечит грамотное распределение сил при подготовке к экзамену. Не беда, если что-то не удается, ведь билетов много, а в каждом есть более простая составляющая, при уверенном знании которой можно рассчитывать на положительную оценку. Успехов!
Комментарии (0)