Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.Франсуа Рабле
| 0 | Общество |
Руководство для стремительного карьерного взлета. Это не инструкция для самовлюбленных карьеристок. Наше руководство - для самодостаточных умниц, профессионалов без протекции.

Это не инструкция для самовлюбленных карьеристок или дамочек с эксклюзивным доступом к телу шефа - у них свои ноу-хау целенаправленного продвижения по службе. Наше руководство - для самодостаточных умниц, профессионалов без протекции. Которые стремятся к настоящему делу. Которым тесно в безликой однообразной цепочке среднего звена и скучно до зевоты от шаблонной перспективы роста от должности к должности. Которым неинтересно ждать, когда повысят, потому что есть силы взлететь самостоятельно. Им нужно только выбрать правильный курс.

КАРТА ПОЛЕТА

Пункт отправления - место среднестатистического менеджера. Одомашненное и поднадоевшее за время службы. С настольными фото а-ля моя семья и разросшимся филодендроном. С изученными вдоль и поперек обязанностями, повышенной квалификацией, доказанным в производственном бою профессионализмом и снимком на доске почета.

Пункт назначения - серьезная должность. Где-то в топ-менеджменте. С возможностью создавать и влиять. И выполнять указания "свыше" - не без этого. Чтобы свобода действий, полет мысли и сама себе хозяйка. В смысле - отдела, проекта или направления. Чтобы отвечать, решать, развиваться по-крупному. И фото с филодендроном - в персональный кабинет. Амбиции? Да. Исключительно здоровые.

Время полета - минимальное. По сравнению с вялотекущими подъемами по служебной лестнице. Терять время зря незачем. Способности есть, знания - тоже, смелости - хоть отбавляй. В принципе к взлету все готово!

НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ

В классическом карьерном росте два стандартных пути: занять свободное или чужое место. Десять лет до заслуженного выхода завотделом на пенсию - слишком большой срок. А подсиживать - не наш способ. Хотя у кое-кого изрядно мизерных проколов и больших недоразумений. Достаточно их перечислить вслух. Перед начальством. Но это низкий старт, и по такому пути вряд ли высоко взлетишь. Для крутого виража нужен иной маршрут.

МАРШРУТ №1. ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

На старте требуется решить важнейшее задание или расправиться со сложнейшей проблемой. Почти безнадежными, когда на кону - вопрос на миллион, когда форс-мажор и верхи кричат "все пропало!", а низы - украдкой катапультируются с фирменного корабля.

Пример. Ольга Дергунова

В 1994 году, когда в России открылось подразделение Microsoft, стала тринадцатым рядовым сотрудником, через год, в свои 30 лет, - главой представительства. Никакой протекции - "всего лишь" удачно проведенная операция по всероссийскому лицензированию программного обеспечения. А в успех-то мало кто верил...

АВАРИЙНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Допустим, возникло ЧП: проект срывается, клиент в ярости, контракт под угрозой расторжения. Ответственные лица беспомощно разводят руками, начальство тайно заливает горе валерьянкой. Вопрос. Что делать умной, находчивой и амбициозной сотруднице?

Правильный ответ. Последовать совету Мао Цзедуна: "Тщательно исследовать настоящее и прошлое проблемы, помнить, что все выводы рождаются в конце, а не в начале размышлений. Только глупец не изучает историю вопроса, а ломает голову над тем, чтобы найти срочное решение".

Потом к начальству. Напрямую. Чтобы обнадежить, разложить все по полочкам и с многообещающим "мы спасены!" раскрыть лично сконструированный запасной парашют.

Пристегнуть ремни!

  • прислушайтесь к профессиональной интуиции;
  • аналитически просчитайте ситуацию;
  • проявите решительность.
МЯГКАЯ ПОСАДКА

Итак, пассажиры офисного корабля затаили дыхание. Новоявленная штурман ловко справилась с критической ситуацией - всеобщее признание мастерства и бурные аплодисменты. Для дальнейшего благополучного приземления на место назначения...

  1. Управляйте полетом, завоевывая авторитет. Чтобы образных параллелей с выскочками и снисходительных реплик "ей просто повезло" - по минимуму, доверия и уважения - по максимуму. Без страха перед ответственностью, с признанием своих ошибок и терпимостью к слабостям других. С бездеятельностью и трусливой подстраховкой нам не по пути.
  2. Создайте свой индивидуальный стиль. Чтобы лидерство - налицо, задачи - веско и убедительно, чтобы хвалить - при всех, ругать - наедине и не бояться начинать неприятный разговор. Никакого морализаторства и нравоучений. Главный принцип: наш отдел (команда, филиал) - лучший из лучших, и пусть кто-то посмеет подумать иначе.
  3. Станьте асом. Профессиональные новинки и новости - на стол в первую очередь, специальная литература - всегда под рукой. Чтобы все выше и выше в плане мастерства. Как по Рейду Бакли: "Если не учитесь постоянно, не совершенствуете свои знания и умения, будьте уверены, что кто-то этим занят сейчас. И когда вы встретитесь с этим человеком, он одержит над вами верх". А еще - постоянный самоконтроль: какой навык, имей я его, улучшил бы мою работу?
ЗОНА ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Фигуры высшего пилотажа могут вызвать сильное головокружение. Мол, я - сама, через тернии - к звездам, спаситель фирмы с нимбом над головой - в общем, обширное поражение манией величия. Надо срочно спускаться на землю, иначе - столкнут без предупреждения, унизят за глаза, и больше никакого взлета.

Предусмотренная мера безопасности: относиться к пассажирам - бывшим коллегам, а нынешним подчиненным - как к равным партнерам. Без команд стальным голосом, преисполненных собственной значимости, без томного закатывания глаз и резкой фразы: "Не учите меня жить!". Потому что люди ответят нам тем же.

МАРШРУТ № 2. НОВЫЙ ЭКИПАЖ

На старте требуется сформировать свой отдел, подразделение, проект. Самостоятельно и с нуля. По острой производственной необходимости, для развития нового направления, опережения конкурентов... в общем, нужное подчеркнуть и разрекламировать начальству. Вспомогательные аргументы - конкретная концепция, цели, планы, функциональные обязанности и соцобязательства.

Пример. Сари Балдауф

Сари Балдауф пришла в Nokia, когда компания только начинала завоевывать мобильный рынок, и предложила создать новый отдел – по оборудованию сетей связи. Естественно, она же возглавила свое детище, ныне второе по величине среди других подразделений.

АВАРИЙНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Представим, что офисный корабль регулярно попадает в некую воздушную яму вечных проблем: клиенты продались конкурентам, фирму не пригласили на важнейшую выставку, а в газете о ней вспомнили злым тихим словом. Коллектив - с оскорбленной миной, шеф - в недоумении, и все остается по-прежнему.

Вопрос. Что делать умной, находчивой и амбициозной сотруднице?

Правильный ответ. Обнаружить проблемную (пустую, перспективную) нишу и взять под руководство. Персональное и чуткое. Спецотдел по созданию бренда фирмы, по PR-продвижению и связям с общественностью - то, что в данном случае нужно. Звучит солидно и перспективно, особенно на бумаге: "В связи с регулярно возникающими проблемами там-то и там-то предлагаю то-то". Матерые асы рекомендуют составлять предложение так, будто оно предназначено для миллионера, который предоставит вам работу в соответствии с ее описанием.

Пристегнуть ремни!

  • взвесьте реальную возможность компании расширяться;
  • составьте бизнес-план своего предложения;
  • убедите руководство в его актуальности и эффективности.
МЯГКАЯ ПОСАДКА

Итак, всем уже давно плохо от встрясок и провалов. Никто не против боевого экипажа "на передовой". Чтобы его возглавить...

  1. Наденьте соответствующую униформу. Чтобы респектабельный вид, капелька женского шарма и выглядеть так, как подобает человеку, на две ступеньки выше вашего положения. Тогда есть шанс быть замеченной, оцененной, избранной достойным лицом фирмы, которое не стыдно показать новым клиентам и отправить на покорение новых вершин. Главная установка - выделяться на общем фоне повседневных свитер-брюки-юбка.
  2. Рекламируйте свою надежность: преданность фирме, незапятнанная репутация и все дела - до логического завершения с неизменной верой в светлое будущее. В ближайших планах - только работа в новой нише. Замуж за иностранца, скоропостижный декрет и ползунки - лет через пять, не раньше.
  3. Повышайте мощность. За час - три супердела вместо стандартно-скучного одного и телефонных разговоров на сорок минут. Чтобы с упорством, фанатизмом и без мучительной боли за бесцельно проведенный день. Тогда результат - на пять с плюсом и еще одно фото на доске почета. В кругу новоиспеченных подчиненных.
ЗОНА ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Первый полет во главе экипажа зачастую вызывает страх высоты - когда хватаешься за все и сразу боишься потерять равновесие, от подъемов наверх - мороз по коже, высокий полет уже не радует и очень хочется вернуться в исходное положение.

Предусмотренная мера безопасности: смело принимать решения, делегировать обязанности, определять важное и второстепенное, открыто решать конфликтные ситуации. С верхами - твердая позиция, никаких эмоций, мысленный отсчет до десяти и только потом взвешенная реакция на ситуацию.

МАРШРУТ № 3. СМЕНА РЕЙСА

На старте требуется сменить место работы, подразделение или сферу деятельности. Идеальный прицел - на вакансию с приставкой "зав", "зам" или "вице", хоть очень уж задиристо - ведь нет "опыта работы на руководящей должности не менее...".

Пример. Марджори Скардино

Марджори Скардино рискнула сменить собственную провинциальную газету на статус топ- менеджера британского журнала The Economist. Нестандартные решения по продвижению издания моментально возвели ее в кресло главы крупнейшего в мире медиахолдинга Pearson, к которому, кстати, принадлежит также и Financial Times.

АВАРИЙНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Предположим, на старом перевозчике - компании, фирме или подразделении - не предусмотрена мощность, необходимая для стремительного старта одной неугомонной пассажирки. Без новых вакансий, возможностей и даже без стандартной перспективы роста.

Вопрос. Что делать умной, находчивой и амбициозной сотруднице?

Правильный ответ. Искать перевозчиков со сверхзвуковой скоростью передвижения - крупные компании и частные фирмы. У которых постоянные рейсы свежих проектов и "горящие билеты" новых вакансий. У которых впереди - неохваченные просторы направлений, невыкупленные пассажирские места и маршруты дальнего следования.

Пристегнуть ремни!

  • ищите достойную ваших запросов должность;
  • демонстрируйте уверенность в своих силах;
  • докажите профессиональную состоятельность.
МЯГКАЯ ПОСАДКА

Итак, бронь у новых перевозчиков есть. Все гарантируют карьерный взлет, полный пакет дел и достойное вознаграждение за их выполнение. Чтобы не прогадать...

  1. Следуйте регулярным рейсом. Временная работа, замещение "декретницы" или перманентная текучка кадров - не для нас. Полгода-год полной отдачи, а потом наверняка: "Спасибо, вы отлично трудились, но...". В лучшем случае, обещание "что-то подыскать". "Что-то" нам не нужно. Требуется постоянная и перспективная должность!
  2. Займите свое место. Комфортное и мягкое. Без обременяющих обязанностей, невыполнимых обязательств, нервотрепки и чувства "не своей тарелки". Иначе моральный ущерб вряд ли компенсируют высокая зарплата, многообещающее название должности и изолированный кабинет с видом на озеро. Определить такое место просто. Один вопрос: что в нынешней работе вызывает стойкое отвращение? Ответ - ориентир на то, чего нужно избегать на новом рейсе. Тогда работа будет в радость, а значит - перевыполнение всевозможных планов и гарантированные премиальные.

Предусмотренная мера безопасности: дипломатичность, корректность и вслух - только хорошее. Будто прежний шеф - просто дипломированный специалист, а не старый зануда, компания - ветеран рынка, а уволилась, потому что переросла свою должность. Будто дела предшественника - в прошлом, и все слухи не интересуют. Ведь сейчас - все по-новому, ведь впереди еще столько непокоренных высот!

На заметку

  • Учеба начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
  • 80% служащим для стремительного карьерного влета недостает знаний и решительности.
  • "Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде". Д. Галифакс

Комментарии (0)